Наверно, каждый из ремонтников встречался с такой проблемой - отрегулируешь насос , отладишь форсунки, отдаешь клиенту, а он бежит к тебе на следующий день и рассказывает, что не тянет или плохо заводится и работает жестко.
Ты ему про установочный угол толдычешь, а он смотрит на тебя и никак не поймет о чём речь. Вот после такой беседы мне и пришла в голову мысль сделать стробоскоп для дизеля.
Как хорошо я регулировал зажигание на своей старенькой шестерке стробоскопом, подключил к первому цилиндр, запустил движок и светишь себе в маховичок. Покрутил трамблер и уголок на месте, да еще вакуумный автомат можно проверить, а также как у тебя груза работают, и все быстро и четко.
Поделился я идеей с одним своим знакомым, а он мне говорит - ты чего велосипед изобретаешь? Я тут недавно дизельный стробоскоп в автомагазине видел. Бегу туда, покупаю... Стробоскоп себе как стробоскоп. Самое главное в нем - это датчик, от чего импульс появляется и лампа появляется. Датчик прищепка, внутри прищепки - пьезодатчик. Ну , думаю - как ловко придумано! Плюхнет плунжерная пара первого цилиндра, тут тебе вибрация, тут и лампа сработает. Лихо придумано! Ставлю насос на стенд - подключаю датчик на первую трубку, смотрю что на диске. А на диске как-то все дергается. То 20 градусов, то вдруг 60, то снова 20-ть, каша какая-то. Будучи радиолюбителем с 20-летним стажем, беру осциллограф, подключаю к пьезодатчику, смотрю что там видать. Вибрация с первого цилиндра видно хорошо. Но самое интересное, что почти с такой же амплитудой виден сигнал от работы 2,3 и 4-й секции. Кроме того, подшипник немого гудел. Этот гул на пьезодатчике тоже хорошо виден. Попытался ставить различные фильтры, чтобы отсечь от полезного сигнала сигналы от работы других цилиндров. Как ни пытался, стабильно это не выходит. В конечном итоге я понял такую вещь - вибрация, создаваемая при топливоподаче в трубке высокого давления, практически без угасания попадает со всех работающих секций на датчик, установленный на трубке 1-й секции. Поэтому тот аппарат, который я купил в магазине, и кстати потом несколько раз видел другие с пьезодатчиками - это всё провакация. Решил я стробоскоп этот усовершенствовать - самый простой вариант, для исследовательских целей опытных насосов мы применяли датчик подъема иглы. В верхней части форсунки закреплялся индуктивный датчик внутри которого был маленький стерженек, который тягой прикреплялся к толкателю форсунки. При подъеме иглы этот датчик давал сигнал, пропорциональный перемещению и можно было контролировать как садится игла и т.д. Но датчик этот был довольно дорогой и приляпывать его к форсунке было совсем неудобно. Пришлось от этой идеи отказаться. Был испробован другой вариант. В свое время я нашел патент 60-х годов на датчик высокого давления для измерения мгновенных значений в трубопроводах дизельных двигателей. Этот датчик был довольно маленького размера, его можно было прикрепить или к выходному штуцеру ТНВД, а уже к нему - трубку. Или можно было прикрутить непосредственно к форсунке. А трубку снова к этому датчику. Внутри датчика стояла мембрана, довольно толстая, но при давлении 400-600 бар она все-таки прогибалась на несколько соток. На ней были наклеены тензодатчики, которые регистрировали прогиб и, соответственно, нарастание давления. Т.к. давление в трубопроводе нарастет довольно быстро (с 100-150 бар остаточного до 400-600 бар при впрыске за 1-2 градуса угла поворота насоса), то фронт сигнала я использовал для запуска лампы стробоскопа. Понятно, что для этого датчика никаких помех, кроме давления в трубопроводе, не существует. После такой модернизации я задался вопросом - а как рост давления и соответственно начало подъема иглы связаны со статическим ГМП. Провел несколько экспериментов и получил следующую информацию:
1) на новой плунжерной паре фактическое начало подачи на низких оборотах 100-500 запаздывает по сравнению со статическим ГМП на 2-3 градуса. 2) На новой плунжерной паре с увеличением частоты вращения до 1000-1200 оборотов, запаздывание увеличивается до 5-6 градусов (на эту тему в литературе написано, что такое явление происходит из-за того, что на высоких частотах увеличивается нагрузка на кулачковый вал и происходит его даже некоторое скручивание). P.S. я пишу о насосе без муфты опережения.
3) на плунжерных парах с изношенной верхней кромкой запаздывание в первом случае увеличивается до 5-6 градусов, а во втором случае до 10-ти.
Данный приборчик питается от пальчиковых батареек. С помощью него я могу проверить как выставлен установочный угол непосредственно на двигателе, могу проверить работу опережения муфты. Иногда использую его для того, чтобы посмотреть по-быстрому ГМП на насосе прямо на стенде.
Мне бы хотелось выслушать ваше мнение по поводу такого приборчика.
С уважением ко всем, EF.